• Чт. Окт 28th, 2021

Как научить ребенка говорить

Сен 28, 2020

«Не волнуйтесь – заговорит, никуда не денется!» – так часто говорят бабушки и тетушки родителям, озабоченным развитием речи у ребенка. Подобное заблуждение может дорого стоить: от природы человеку присуща способность к речи, но не речь как таковая. По этой причине ребенка необходимо учить говорить, причем делать это вовремя. Существует определенный возраст, когда возможно полноценное формирование речи (ученые называют его сензитивным периодом), и очень важно это время не упустить.

Этапы развития речи

У новорожденных крики и другие голосовые реакции являются рефлекторными, но уже в первые месяцы жизни они приобретают функцию общения: ребенок кричит не просто потому, что ему некомфортно, а потому, что крик привлекает внимание родителей. К двум месяцам ребенок уже может выражать голосом эмоции.

В три месяца начинается гуление – непроизвольное воспроизведение сочетаний различных звуков, гласных и согласных. В пять месяцев наступает период лепета, продолжающийся до года. Ребенок воспроизводит повторяющиеся слоги, причем учится соотносить их с окружающими предметами, например, «биби» – машина.

К концу первого года на фоне лепета появляются первые осмысленные слова: «мама», «баба», но настоящее формирование словаря начитается с годовалого возраста. К полутора годам малыш усваивает от 2 до 4 десятков слов, к двум – 50-200 слов, к трем – 800-1000.

В год и девять месяцев появляются первые словосочетания, которые пока составляются из самых простых слов («ляля бах», «баба ам»). С двух лет ребенок осваивает построение предложений, которые к трем годам усложняются. В речи появляется «почему» и другие вопросительные слова. К четырехлетнему возрасту речевые навыки должны быть в основном сформированы.

Речевая среда

Главное условие освоения ребенком речи – это ее восприятие, наличие речевых впечатлений. Не стоит возлагать эту задачу на технику. Например, некоторые родители включают в комнате ребенка аудиозапись сказок или песенок и уходят заниматься своими делами. Ребенок слышит речь, но не видит, как человек говорит, а значит, не может подражать артикуляции. Даже видеозапись ненамного исправит ситуацию, ведь ее просмотр лишен эмоциональной стороны общения со взрослыми, прежде всего – с мамой.

Другой недостаток «технического» восприятия речи – пассивность. Реальное же общение со взрослым, особенно в процессе игр, стимулирует ребенка говорить. Мотивация вообще очень важна в развитии речи: если взрослые угадывают любые желания малыша и удовлетворяют их, у него не будет потребности говорить. Например, если ребенок указывает в сторону полки с игрушками, не стоит перебирать один предмет за другим, лучше спросить: «Что ты хочешь?», чтобы малыш хотя бы попытался назвать игрушку. И, конечно, надо задавать ребенку вопросы. Поначалу они будут самыми простыми: «Где папа?», «Как говорит собачка?», но важно, чтобы малыш вовлекался в разговор, привыкал общаться с помощью речи.

Когда ребенок сам начинает задавать вопросы, нельзя игнорировать его («Уйди, не мешай!») – все, что заинтересует малыша, нужно объяснять ему на доступном уровне, не откладывая на потом, ведь для маленьких детей «потом» не существует.

Развитие артикуляции

Укреплять мускулатуру речевых органов можно с помощью упражнений:

  • «лакаем молочко» (лакательные движение языком);
  • «язык-художник» (вычерчивание в воздухе простых фигур с помощью языка);
  • «дудочка» (складывание губ в трубочку);
  • «рыбка» (шлепание губами).

Повторяя такие движения за взрослым, ребенок развивает артикуляцию.

Речевые игры

Игра – естественное состояние ребенка, и речь становится ее частью. Обыграть можно многое, например, чтение сказок, которые хорошо знакомы ребенку. Читая сказку, можно «перепутать» слова: «Снесла курочка яичко, да не простое, а серебряное». Малыш с удовольствием поправит взрослого.

Развитию речи способствует запоминание стихов. Не стоит прицельно заставлять малыша заучивать их, лучше регулярно повторять четверостишие, и тогда ребенок запомнит его. Лучше всего запоминаются стихи в сочетании с музыкой, поэтому

Развитие мелкой моторики

На развитие речи непосредственно влияет мелкая моторика. У самых маленьких детей ее развивают пальчиковые игры, самая известная из них – «Сорок-ворона кашу варила». С двух лет ребенка нужно постепенно заинтересовывать занятиями, развивающими мелкую моторику:

  • лепка из пластилина;
  • аппликации из бумаги;
  • паззлы, мозаики, конструкторы.

Безусловно, все нормы являются усредненными, у одних детей то или иное речевое явление возникает чуть раньше, у других – чуть позже, но длительных задержек у нормально развивающегося ребенка возникать не должно. Если гуление не переходит в лепет, а затухает, или если трехлетний ребенок не изъясняется фразами – это повод для беспокойства. Необходима консультация врачей – невролога и сурдолога.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер. Информация предствавлена исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не может быть воспринята как экспертная консультация. По вопросам диагностик и лечения, рекомендуем обратиться к специалистам.