• Чт. Окт 28th, 2021

Как научить ребенка понимать слово «Нельзя»

Наличие определенных рамок поведения поможет ребенку познакомиться с дисциплиной. По-настоящему воспринимать запреты дети начинают в возрасте одного года. Родители зачастую интуитивно используют слово «нельзя» при попадании малыша в ситуацию, когда он может навредить себе или окружающим. В этом случае запрет вполне оправдан.

Однако бывает, что родители злоупотребляют своим главенствующим положением и начинают слишком часто пользоваться словом «нельзя». При этом они тормозят тягу ребенка к познанию окружающего мира и снижают эффективность запрета.

А стоит ли запрещать?

Для детей в период активного развития очень важен опыт, который они получают. Слово «нельзя» не имеет такой информативности. Прежде чем запретить какое-то действие, надо подумать:»А стоит ли это делать?» Если это не принесет вреда ребенка, то надо дать возможность малышу получить знания свои опытным путем.

«Нельзя» в кризис трех лет

В три года происходит первый кризис, когда ребенок проявляет желание командовать. В этом возрасте он обладает определенным словарным запасом и о многих вещах у него уже сложилось представление. Чадо продолжает расширять свои познания и прощупывает границы дозволенного. В этот период очень важно наличие четких и понятных правил поведения дома и вне его.

Можно более подробно объяснять природу вещей и запретов. Например, нельзя трогать розетку, потому что это опасно. Опасно потому, что там находится электричество и может ударить током. Такой подход не только даст полное описание причин запрета, то и удовлетворить потребность малыша в познании нового.

В этом возрасте происходит знакомство с основами поведения в транспорте, театре, магазине и других общественных местах. Список запретов увеличивается, но делать это стоит постепенно. В противном случае ребенок не справится с нагрузкой новых «нельзя» и перестанет их воспринимать.

Часто дети в возрасте трёх лет осознанно идут наперекор воле родителей. Возможной причиной такого поведения может быть нехватка внимания со стороны мамы и папы.

Главные принципы запретов

Для того, чтобы слово «нельзя» было действенным, следует воспользоваться рядом правил:

  1. Проявление любви. Ребенок должен чувствовать, что его любят, несмотря на запреты.
  2. Объяснение причины. Малышу важно узнать, почему «нельзя» и что может произойти, если он ослушается, как это повлияет на него, на окружающих.
  3. Договоренность в семье. Нужно заранее согласовать среди членов семьи ряд запретов. Это поможет в будущем избежать неприятной ситуации, когда ребенок идет, например, к папе, получив отказ от мамы. Дети должны знать, что если один из родителей сказал «нет», то и другой его поддержит.
  4. Не стоит чрезмерно использовать слово «нельзя». Его следует применять по делу. В противном случае снижается важность запрета, ведь ребенок полагает, что нельзя всё вокруг, и просто перестает реагировать на него. Или может иная ситуация в будущем, когда чадо перестает проявлять активность в познании мира и становится неспособным принимать самостоятельные решения. Редко произнесенное запрещающее слово имеет гораздо больший вес, чем постоянное его произношение.
  5. Не допускаются исключения. Это значит, что если что-то запрещено в обычный день, то и в выходной, и в праздник это тоже нельзя.
  6. Изменение интонации. Чтобы заострить внимание ребенка на запрете, достаточно выделить слово «нельзя» интонацией, добавить строгости. Голос должен звучать твердо и уверенно. Так малыш научится выделять серьезные фразы из объема повседневной информации. Это особенно актуально в младшем возрасте 1-2 года, когда смысл многих слов еще не понятен.
  7. Понятный язык общения. Использовать необходимо слова, соответствующие возрасту ребенка. Они должны быть просты и понятны для его восприятия.
  8. Наличие альтернативного варианта. Если что-то делать нельзя, то надо предложить то, что делать можно. Такой ход поможет переключить внимание малыша на более безопасное и подходящее занятие и исключит разочарование от запрета.

Ребенок не воспринимает слово «нельзя»

Не стоит ждать от детей абсолютного повиновения установленным запретам. Если малыш не реагирует на «нельзя», то следует разобраться в возможных причинах:

  • каждый ребенок уникален и скорость восприятия тоже отличается. Кто-то быстро схватывает новую информацию, а кто-то не очень. Это необходимо учитывать, прежде, чем ругаться на чадо.
  • детвора бывает настолько погружена в свои игры, что просто не обращает никакого внимания на происходящее. Запрет может остаться просто неуслышанным. В этом случае достаточно привлечь внимание и повторить сказанное.
  • чем чаще используется слово «нельзя», тем меньше оно воспринимается. Следует ограничить число его повторений в день. Можно использовать слова-заменители, указывающие на свойство объекта. Например, опасно, горячо, остро, хрупко.

Дети знакомятся с новым, еще неизведанным миром, и ограничение рамками помогает им чувствовать себя защищенными. Поэтому детвора довольно хорошо принимает правила. Если следовать рекомендациям при использовании слова «нельзя», то ребенок воспримет его как проявление заботы и внимания, а не сигнал агрессии. Использовать его следует ограниченно, ведь есть слова, которыми можно заменить «нельзя». Ребенок, который не испытывает недостатка внимания, способен легче воспринимать запреты.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер. Информация предствавлена исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не может быть воспринята как экспертная консультация. По вопросам диагностик и лечения, рекомендуем обратиться к специалистам.